Информация о состоянии законности, правопорядка и работе прокуратуры в I полугодии 2021 года по пресечению правонарушений
460539, Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с. Черноречье, ул. Степная, д. 32
22.07.24

Вы здесь

    Информация о состоянии законности, правопорядка и работе прокуратуры Оренбургского района в текущем году содержит результаты анализа статистических данных о состоянии преступности, материалы многоплановой деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и направляется не только в целях информирования о положении дел на территории района, но в целях принятия органами местного самоуправления действенных мер по корректировке правотворческой, правоприменительной деятельности и не допущения нарушений закона, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
    Анализ состояния законности и правопорядка в I полугодии 2021 года свидетельствует, что совместными усилиями органов прокуратуры, правоохранительных ведомств и органов власти создавались необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения интересов общества и государства.
    Анализ состояния преступности за 6 месяцев 2021 года на территории района показал, что её уровень возрос на 1,5%, зарегистрировано 597 преступлений, раскрываемость повысилась и составила 63%.
    В текущем году в два раза возросло количество зарегистрированных убийств - 4, при этом незначительно снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (с 9 до 7). Динамика преступлений против личности, а также снижение эффективности работы по выявлению преступлений «двойной превенции» указывает на недопустимость самоуспокоения и необходимость неукоснительной реализации утвержденного комплекса профилактических мероприятий.
    Изучением состояния работы правоохранительных органов по пресечению преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств установлено, что в 2021 году возросло количество выявленных преступлений, предусмотренных ст.ст. 228, 228.1 УК РФ, с 46 до 70 преступлений, при этом количество выявленных фактов сбыта наркотических средств увеличилось с 19 до 52, что стало закономерным итогом проведенной координационной работы.
    Вместе с тем, одной из основных задач, как органов правоохраны, так и органов местного самоуправления является выявление очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и организация их уничтожения, выявление и ликвидация незаконных посевов наркосодержащих растений, выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению наркотических средств растительного происхождения. Несмотря на определенную работу, которая ведется в данном направлении, она явно недостаточна. Об этом наглядно свидетельствует практика правоохранительных органов, анализ которой показал, что места задержания лиц, употребляющих наркотические средства, как правило одни и те же - к примеру территории, прилегающие к селам, из числа необрабатываемых сельхозугодий, а также заброшенные дачные массивы. Считаю необходимым обратить особое внимание на организацию надлежащего взаимодействия всех заинтересованных правоохранительных органов с органами местного самоуправления и общественными формированиями в сфере предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
    Изучением результатов совместной деятельности по пресечению преступлений, в том числе коррупционной направленности, установлено, что данная работа нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, в 1 полугодии 2021 года выявлено 14 преступлений коррупционной направленности (АППГ - 3), при координирующем участии прокурора района, в ходе совместных проверочных мероприятий с сотрудниками ОЭБ и ПК МУ МВД РФ «Оренбургское» выявлены факты хищения должностными лицами бюджетных средств в крупном размере.
    Вместе с общим ростом количества зарегистрированных преступлений произошел рост ряда криминогенных характеристик преступлений. Наблюдается рост количества преступлений, совершенных на улицах - 1,5% (с 66 до 67), при этом возрос удельный вес преступлений указанной категории. Аналогичные негативные тенденции отмечаются по преступлениям, совершенным лицами, ранее судимыми и ранее совершавшими преступления, где рост составил 9% и 18% соответственно. В феврале 2021 года вопросы состояния работы правоохранительных органов Оренбургского района по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, совершенных в общественных местах, а также лицами, ранее судимыми и ранее совершавшими преступления, обсуждены на межведомственном совещании, выработаны организационные меры по повышению эффективности работы на данном направлении.
    Положительно можно оценить работу правоохранительных органов района по пресечению групповой преступности, количество выявленных преступлений, совершенных группой лиц, возросло на 142% (с 26 до 63), количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности увеличилось с 27 до 33, кроме того, выявлено 5 преступлений, совершенных в составе организованной преступной группы, и это указывает на повышение эффективности оперативной работы по разобщению преступных групп.
    Принятые меры профилактического характера, к сожалению, оказались не достаточными в борьбе с «пьяной» преступностью. Количество преступлений данной категории выросло на 15% (со 127 до 148), при этом их удельный вес остался на прежнем уровне. Определенную тревогу, помимо роста общего числа преступлений указанной категории, вызывает совершение двух преступлений в состоянии наркотического опьянения (АППГ - 0), что свидетельствует о недостаточной эффективности профилактической работы органов внутренних дел и органов местного самоуправления.
    Обращаю внимание органов местного самоуправления на необходимость регулярного осуществления в рамках предоставленных полномочий профилактических мероприятий, направленных на недопущение совершения хищений имущества. К осуществлению профилактических мероприятий необходимо шире привлекать общественность, принимать меры к организации надлежащей работы народных дружин, на надлежащем уровне поддерживать взаимодействие с участковым уполномоченным полиции, за которым закреплен административный участок, принимать надлежащие меры по обеспечению их служебными помещениями на территориях сельпоссоветов.
    Приоритетным направлением надзорной деятельности прокуратуры района является надзор за защитой прав несовершеннолетних от преступных посягательств и пресечения преступности в их среде, контроль за деятельностью органов системы профилактики осуществляется на постоянной основе.
    Несовершеннолетними в I полугодии 2021 года совершено 9 преступлений (АППГ - 20), снижение составило 55%, удельный вес преступлений составил 2,4% (АППГ - 6%).
    Основными обстоятельствами, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними и в отношении их, в 2021 году явились: отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, времяпрепровождением несовершеннолетних; безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, неразборчивость в знакомствах; ненадлежащий уровень работы образовательных учреждений и органов системы профилактики. Вышеуказанные факторы являлись предпосылками к совершению уголовно-наказуемых деяний, как несовершеннолетними, так и в отношении их.
    Образовательными организациями района с целью предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних ведется активная работа по вовлечению в систему дополнительного образования детей «группы риска» и состоящих на профилактическом учете, проводятся совместные встречи с родителями, уклоняющимися от обязанностей по воспитанию детей, рейды по выявлению подростков, нуждающихся в изъятии из семей в связи с жестоким обращением.
    Вместе с тем, прокуратурой района в деятельности органов системы профилактики выявлена недостаточная организация профилактической работы в образовательных учреждениях, выявлены многочисленные нарушения в деятельности органов полиции, комиссии по делам несовершеннолетних. Всего в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних выявлено 60 нарушений законодательства, принесено 6 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены, внесено 25 представлений, по результатам рассмотрения которых 61 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости систематической работы на данном направлении с привлечением сил народных дружинников, и общественности района в целом, обеспечения эффективного наставничества за неблагополучными подростками и контроля за исполнением данных требований.
    Работу по профилактике преступлений и правонарушений необходимо нацелить на решение наиболее проблемных вопросов в сфере воспитания подростков и молодежи, склонных к правонарушениям, социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказания помощи лицам, страдающим наркоманией и алкоголизмом, а также лицам, не имеющим средств к существованию. И главную роль в данной работе должна взять на себя КДН и ЗП района, не ограничиваясь лишь рассмотрением административных материалов в отношении несовершеннолетних и их родителей.
    Необходимо обратить внимание органов местного самоуправления на принятие в рамках установленных законом полномочий мер по своевременному информированию органов системы профилактики, правоохранительных органов о противоправных действиях в отношении несовершеннолетних, о неблагополучных семьях, проживающих на территории сельпоссоветов, о злоупотреблении спиртными напитками родителями и ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в целях своевременного и эффективного принятия мер по недопущению нарушений прав несовершеннолетних.
    При осуществлении надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокуратурой района выявлено 373 нарушения, допущенных следователями и дознавателями. В связи с выявленными нарушениями в адрес руководителей правоохранительных органов направлено 60 требований, внесено 24 представления и информации об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 70 должностных лиц, по инициативе прокуратуры района на учет поставлено 36 преступлений.
    В борьбе с преступностью как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления должны принимать действенное участие в части противодействия укрытию преступлений от учета. О совершенных преступлениях потерпевший не всегда сообщает в органы правоохраны с убеждением бесперспективности его раскрытия. При этом зачастую об этом может быть известно депутатам и другим должностным лицам органов местного самоуправления. В прокуратуру района от органов местного самоуправления ежемесячно поступает информация об имеющихся сведениях, о совершенных преступлениях. Но за 2020, и за 6 месяцев текущего года все эти информации были «пустыми», ни об одном совершенном преступлении не было сообщено, и это указывает либо на нежелание заниматься этой работой, либо на недоверие к органам местного самоуправления со стороны населения, что в любом случае является неприемлемым. Убежден, что 597 преступлений, зарегистрированных в 1 полугодии 2021 года, не показывают реальную картину о состоянии преступности на поднадзорной территории. Считаю, что реально совершенных противоправных деяний значительно больше. В этой связи мы должны понимать, что безнаказанность порождает новые преступления, поэтому призываю вас совместно бороться с укрытием преступлений от учета и любым доступным способом сообщать о ставших вам известными противоправных деяниях.
    В I полугодии 2021 года федеральными и мировыми судьями судебных участков Оренбургского района рассмотрено 273 уголовных дела, из которых в особом порядке судопроизводства рассмотрено 142 уголовных дела. Оправдательные приговоры не выносились. Анализируя практику назначения наказания необходимо отметить, что из общего числа осужденных лиц к лишению свободы осуждено 83 лица; к лишению свободы условно - 5 лиц; к исправительным работам - 27 лиц; к обязательным работам - 63 лица; к штрафу -35 лиц; к ограничению свободы - 19 лиц; к принудительным работам - 1 лицо. Фактов явного несоответствия назначенного судом наказания тому, на назначение которого ориентировал государственный обвинитель - в анализируемом периоде не имелось, апелляционные представления - не вносились.
    Прокуратурой района обеспечен действенный надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства при исполнении приговоров судов (наказаний) в органах, участвующих в исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. В 1 полугодии 2021 года по учетам филиала прошло - 536 лиц (АППГ-470) осужденных без изоляции от общества, из них: осужденных к исправительным работам - 64 лица (АППГ - 62); осужденных к обязательным работам - 102 лица (АППГ - 103); осужденных к ограничению свободы - 130 лиц (АППГ - 106); осужденных условно с испытательным сроком - 32 лица (АППГ -37); осужденных с отсрочкой отбывания наказания - 6 лиц (АППГ - 9); осужденных с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 154 лица (АППГ - 156), подозреваемых, обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста - 47 лиц (АППГ - 37). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла численность осужденных к ограничению свободы на 22 %.
    На данном направлении работы органам местного самоуправления необходимо усилить контроль за отбытием осужденными наказания, не связанного с лишением свободы, обеспечить разъяснительную работу с указанными лицами, в целях недопущения совершения ими повторных преступлений и правонарушений. Необходимо активизировать работу комиссии по ресоциализации осужденных, обеспечив реальные результаты, исключив формальный подход к решению задач по «возвращению» осужденных в нормальную общественную жизнь.
    В ходе осуществления надзорной деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму в I полугодии 2021 года выявлено 77 нарушений законов, в суд направлено 6 исковых заявлений, принесено 15 протестов, внесено 14 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных лиц, направлено 26 материалов в Роскомнадзор с целью блокировки сайтов, на которых размещена запрещенная к распространению в РФ информация. Изучением муниципальных правовых актов установлено в ряде сельсоветов Положения в нарушение законодательства не предусматривают задачи и мероприятия по обеспечению социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных конфликтов, что указывает на фактическое непринятие профилактических мер по предупреждению экстремистской деятельности. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района принесены протесты, по результатам рассмотрения которых в нормативные правовые акты внесены изменения.
    Учитывая политическую ситуацию в мире и возрастающую террористическую угрозу, в целях недопущения проникновения радикальных «элементов» на территорию района и их незаконной деятельности, органам местного самоуправления, наряду с правоохранительными органами, в рамках Стратегий противодействия терроризму и экстремизму, необходимо повысить эффективность взаимодействия с руководителями официальных местных религиозных общин в целях оперативного получения информации о возможном изменении настроения прихожан на фоне появления в сети «Интернет» экстремистских высказываний, лозунгов, а также о возможном появлении граждан, склоняющих население к нетрадиционной вере, и передаче данной информации в правоохранительные органы для принятия мер реагирования, ориентировать на данную деятельность народные дружины.
    В последнее время участились случаи распространения в социальных сетях фото-, аудио- и видеоматериалов, направленные на возбуждение межнациональной розни, на негативное отношение к органам власти и побуждение к насильственному изменению конституционного строя, разрушению территориальной целостности государства.
    Вместе с тем, организовать эффективную работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения обязан каждый из нас. Необходимо в ежедневном режиме осуществлять мониторинг складывающейся ситуации и принимать своевременные предупредительные меры по упреждению любых проявлений преступлений и правонарушений. В рамках указанной работы должно быть налажено активное взаимодействие органов местного самоуправления с правоохранительными органами. В равной мере в постоянном режиме необходимо проводить целенаправленную работу с общественными и религиозными объединениями по предупреждению и пресечению экстремистских проявлений с их стороны. С учетом первостепенного значения профилактической работы с молодежью основные усилия необходимо также направить на предупреждение возможности насаждения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде.
    Среди проблем укрепления законности следует выделить, прежде всего, проблему преодоления незаконного нормотворчества. Органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов нередко игнорируют положения федерального законодательства, которые затрагивают насущные интересы и права граждан. В 1 полугодии 2021 года прокуратурой дано 32 отрицательных заключения на проекты принимаемых нормативных правовых актов, оспорено 83 нормативных правовых акта представительных органов местного самоуправления и 128 постановлений, распоряжений исполнительных органов местного самоуправления. Советы депутатов и администрации муниципальных образований, принимая правовые акты по вопросам не своей компетенции, нарушая федеральное законодательство, в то же время не реализуют предоставленные им законом полномочия по нормативному урегулированию сфер отношений, отнесенных к их предметам ведения. В результате остаются не урегулированными правовыми нормами целые сегменты социальной сферы. Такое нормотворчество вызывает социальную напряженность, подрывает авторитет власти и доверие к ней населения. В целях устранения вышеуказанных недостатков в работе, прокуратурой оказывается содействие по обучению муниципальных служащих в сфере нормотворчества и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Кроме того, прокуратурой в рамках предоставленных полномочий в органы местного самоуправления направлено 5 модельных правовых актов, 161 информационное письмо о необходимости изменения нормативных правовых актов.
    Уже не первый год к числу бессменных приоритетов прокуратура района относит реализацию правозащитной функции. Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют, что соблюдение прав граждан в сфере исполнения федеральных законов не были нормой в деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления.
    В I полугодии 2021 года прокуратурой выявлено 2137 нарушении законов, принесено 447 протестов, в суды направлено 334 исковых заявления на сумму около 7 миллионов рублей, внесено 429 представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 345 лиц, по постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 85 лиц, возбуждено 1 уголовное дело по материалам «общенадзорной» проверки.
    Анализ статистических данных в отчётном периоде показал, что наибольшее распространение получили нарушения в социальном секторе, по вопросам выплаты заработной платы, в области охраны окружающей среды, соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних.
    Стабильно большое количество нарушений выявляется в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности - 143 нарушения законов, исполнения законодательства в сфере экономики - 682 нарушения законов, о трудовых правах - 424 нарушения законов, защиты прав и интересов несовершеннолетних - 321 нарушение законов.
    Приоритетным направлением в работе прокуратуры в истекшем году являлся надзор за исполнением законов о борьбе с коррупцией. В I полугодии 2021 года в указанной сфере выявлено 80 нарушений законов, в целях устранения которых принесено 32 протеста на незаконные правовые акты, которые рассмотрены и удовлетворены, внесено 5 представлений, по результатам рассмотрения которых 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности; возбуждено и рассмотрено 1 дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ; по материалам «общенадзорной» проверки возбуждено 1 уголовное дело коррупционной направленности.
    В текущем году продолжилась работа по обеспечению надзорного сопровождения реализации национальных проектов. В данной сфере выявлено 24 нарушения законов, внесено 9 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица, к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц. Так, прокуратурой района по результатам проверок установлено, что при реализации национального проекта «Образование» аукционной комиссией при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе на строительство школы на 500 мест в с. П. Покровка Оренбургского района допущены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части неправомерного отклонения заявки участника. По результатам проверки в отношении 4 членов аукционной комиссии прокурором района вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, которые рассмотрены УФАС России по Оренбургской области и назначено наказание в виде штрафа.
    С учетом специфики района особое внимание обращено на исполнение градостроительного законодательства. В ходе осуществления надзорной деятельности выявлено 60 нарушений законов, принесено 25 протестов на незаконные правовые акты, протесты рассмотрены, требования удовлетворены, внесено 5 представлений об устранении нарушений закона, к административной ответственности привлечен 1 кадастровый инженер. Необходимо отметить, что в данной сфере правоотношений продолжает оставаться масса нерешенных вопросов. Это и вольное отношение некоторых должностных лиц органов местного самоуправления к проведению публичных слушаний по вопросам в градостроительной сфере, нередко содержащее коррупционный подтекст, и элементарное недобросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей, что требует повышенного внимания со стороны прокуратуры за осуществлением надзора на данном направлении.
    Следует отметить невысокий уровень исполнения законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Эффективность системы государственного регулирования во многом зависит от доступности получения информации о существующих формах поддержки предпринимателей. Мерами административного воздействия удалось добиться от органов местного самоуправления наполнения их официальных сайтов актуальной для предпринимательского сообщества информацией. В ходе осуществления надзорной деятельности выявлено 143 нарушения законов, принесено 17 протестов на незаконные правовые акты, протесты рассмотрены, требования удовлетворены, внесено 50 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 25 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 12 лиц.
    Органам местного самоуправления необходимо поощрять частную деловую инициативу, дать возможность предпринимателям реализовать себя, создавать рабочие места, платить налоги в бюджет. И эти механизмы взаимодействия с бизнесом должны быть максимально прозрачными. Необходимо своевременно реагировать на изменение действующего законодательства в части осуществления муниципального контроля путем принятия административных регламентов, определяющих порядок и сроки осуществления административных процедур. Кроме того, недопустимо использовать полномочия по муниципальному контролю в целях оказания незаконного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности.
    Оценивая в целом работу прокуратуры района по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики полагаю, что на данном направлении надзорной деятельности приложены значительные усилия. Помимо вышеизложенного, в ходе проверочных мероприятий выявлено 55 нарушений налогового законодательства, 99 нарушений бюджетного законодательства, 108 нарушений законодательства о контрактной системе, что указывает на активную работу на данном направлении и наличии потенциала прокуратуры района к осуществлению надлежащего надзора за исполнением законодательства в сфере экономики.
    Осуществляя деятельность по надзору за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и природопользования, выявлено 110 нарушений законов, принесено 17 протестов на незаконные правовые акты, в суд направлено 4 исковых заявления, внесено 33 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 17 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 2 должностных лица.
    Так, в ходе проверок исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории ряда сельсоветов Оренбургского района установлено, что места накопления твердых коммунальных отходов администрациями сельсоветов не обустроены, в связи с чем, региональным оператором вывоз ТКО не осуществляется. По результатам выявленных нарушений в адрес глав сельсоветов внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
    Под постоянным контролем прокуратуры оставались вопросы лесопользования, и в текущем году выявлены нарушения, касающиеся как незаконного занятия земельных участков лесного фонда, так и не соблюдение противопожарного режима. Так, в части не проведения мероприятий по устройству минерализованных полос нарушения выявлялись в 2021 году в деятельности 4 муниципальных образований, внесено 4 представления которые рассмотрены и удовлетворены, 2 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности).
    Практика прокурорского надзора показывает, что к основным экологическим правонарушениям, допускаемым на территории района, относятся нарушения связанные с обращением с отходами производства и потребления, не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Органам местного самоуправления необходимо акцентировать своё внимание на недопущение нарушений экологического законодательства, своевременно информировать органы прокуратуры и правоохранительные органы о фактах совершения уголовно-наказуемых деяний, связанных с незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ПГС, суглинки и т.д.), незаконной порубки лесных насаждений, загрязнения почв и уничтожения плодородного слоя почвы.
    В I полугодии 2021 года прокуратурой района проводилась планомерная работа по защите социальных прав граждан в различных сферах общественных отношений. На данном направлении надзорной деятельности выявлено 1048 нарушений законов, принесено 179 протестов, в суд направлено 286 исковых заявлений, внесено 195 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 141 лицо, к административной ответственности привлечено 58 должностных лиц, в целях предупреждения преступлений и правонарушений должностным лицам объявлено 26 предостережений.
    В условиях пандемии коронавируса и роста уровня безработицы, вызванного введенными ограничениями, прокуратурой района проведена эффективная работа по защите трудовых прав граждан, за истекший период выявлено 424 нарушения законов, в целях устранения которых принесено 32 протеста на локальные правовые акты, внесено 31 представление, 42 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, в суды предъявлено 252 заявления на общую сумму более 4 миллионов рублей, 41 лицо привлечено к административной ответственности. Выявлены многочисленные нарушения в сфере выплаты заработной платы ниже МРОТ, несвоевременной выплаты заработной платы, а также нарушения в сфере охраны труда и занятости населения. В свете нестабильной ситуации в финансовом и других секторах экономики позволило не допустить обострения социальной напряженности в сфере оплаты труда работников ряда предприятий и учреждений района.
    Обращаю внимание органов местного самоуправления на необходимость совместной работы на данном направлении в целях недопущения задержки выплаты заработной платы или её выплаты в «конвертах», осуществления гражданами работы без оформления трудовых отношений. При наличии подобных сведений необходимо информировать об этом прокуратуру района для принятия мер по недопущению нарушений трудовых прав граждан.
    В сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних прокуратурой выявлено 321 нарушение законов, принесен 141 протест, направлено в суд 24 исковых заявления, внесено 46 представлений, по которым привлечено к дисциплинарной ответственности 76 должностных лиц. Не оставлены без внимания проблемы детей-сирот, и благодаря совместной с органами власти работе в 2021 году дети-сироты получили благоустроенные жилые помещения.
    Переходя к результатам и проблемам надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере ЖКХ, необходимо отметить, что в 2021 году прокуратурой района в указанной сфере выявлено 334 нарушения, принесено 22 протеста, в суд направлено 30 исковых заявлений, внесено 134 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 61 должностное лицо, к административной ответственности привлечено 11 должностных лиц. Вместе с тем, необходимо признать, что принимаемые меры не оказали значительного влияние на сложившуюся ситуацию. В настоящее время продолжает остро стоять проблема задолженности СНТ перед энергоснабжающими организациями, которая растет в геометрической прогрессии, при этом отсутствуют перспективы погашения задолженности. Анализ причин возникновения задолженности показал, что помимо криминальной составляющей, имеются еще ряд причин: это значительные затраты в отдаленных от областного центра территориях на ремонт коммунальных сетей, износ которых составляет более 60%, растущая задолженность населения. В связи с этим, целесообразно проанализировать деятельность ресурсоснабжающих организаций на предмет соответствия требованиям закона оказываемых услуг, а также изучить положение дел с оплатой за потребленные коммунальные услуги, при этом, используя меры принуждения, не допускать нарастания социальной напряженности среди населения.
    В рамках предоставленных полномочий органам местного самоуправления целесообразно взять на особый контроль работу по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья, проанализировать деятельность ресурсоснабжающих организаций на предмет соответствия требованиям закона оказываемых услуг, а также изучить положение дел с оплатой за потребленные коммунальные услуги населением, при необходимости рассмотреть вопрос о принудительном взыскании денежных средств в судебном порядке со злостных неплательщиков, при этом, используя меры принуждения не допускать нарастания социальной напряженности среди населения.
    Прокуратурой района обеспечен системный надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. В ходе проверок выявлено 12 нарушений в деятельности органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публичные функции, в связи с чем, к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ привлечено 1 должностное лицо, в адрес глав муниципальных образований и организаций, осуществляющих публичные функции, внесено 6 представлений.
    Обращаю внимание органов местного самоуправления на необходимость более пристального внимания к рассмотрению обращений граждан, обеспечить надлежащее и своевременное их рассмотрение, недопущение необоснованного перенаправления в иные органы и направления гражданам немотивированных, необоснованных ответов, так называемых в обществе «чиновничьих отписок». При рассмотрении обращении граждан необходимо в полном объеме давать оценку каждому доводу заявителя, при этом обращаю внимание, что ответ должен содержать корректные формулировки, ясные и понятные для обычных граждан, не обладающих специальными познаниями.
    Также прошу обратить внимание исполнительных органов местного самоуправления на необходимость контроля за работой учрежденных муниципальных учреждений и
    Таким образом, подводя итоги 2021 года, можно сделать вывод о том, что в Оренбургском районе складывается стабильная ситуация и на протяжении последних лет твердо наметилась положительная тенденция укрепления правопорядка в районе.
    Стабильное состояние законности и правопорядка является одним из определяющих факторов динамичного развития района, его экономики, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан.
    Вместе с тем, рост количества преступлений, а также преступность несовершеннолетних, которая постепенно приобретает качественно новые черты и выходит на более высокий уровень общественной опасности, требует от прокуратуры района и органов власти повышенного внимания, выявления негативных тенденций данного вида преступности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Остается острой проблема правовой защищенности граждан. Правозащитный потенциал прокуратуры района в первую очередь будет направлен на предупреждение фактов образования задолженностей по заработной плате, на активное использование полномочий по судебной защите нарушенных конституционных прав граждан, на системные проверки законности в деятельности службы занятости, отдела судебных приставов.
    В числе приоритетных направлений остается надзор за исполнением законов о доходообразующих источниках бюджета: средств, полученных от приватизации, аренды муниципального имущества, налоговых поступлений.
    Надзорный потенциал прокуратуры района будет сосредоточен на выявлении и пресечении фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также хищений и иных посягательств.
    Сообщая об изложенном и руководствуясь ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предлагаю данную информацию принять к сведению, обсудить и с учетом изложенных рекомендаций рассмотреть возможность корректировки деятельности органов местного самоуправления для надлежащего осуществления возложенных полномочий, недопущения нарушений прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
    О результатах рассмотрения настоящей информации, о принятых мерах по корректировке деятельности органов местного самоуправления с учетом изложенных рекомендаций, прошу сообщить в прокуратуру района.

    Прокурор района старший советник юстиции                            В.З. Курамшин